Комплексный подход к построению Финансовой безопасности в России

 

Комплексный подход к построению Финансовой безопасности в России
В 2001 году, группой ученых и политиков в рамках экспертной группы Счетной палаты и Государственной думы Российской Федерации была разработана Программа стабилизации финансовой ситуации в России посредством введения в обращение свободно конвертируемого дебетового чека на территории Российской Федерации (отчет прилагается). Своевременная реализация данной программы позволила бы России избежать множества финансовых рисков, связанных с тотальной зависимостью ее банковской системы от доллара США, а также позволила бы бюджету Российской Федерации получать дополнительный доход в размере от 10 до 50 миллиардов долларов в год. Однако, в силу разных причин, данная программа не была реализована. В результате, на сегодняшний день, возникли риски ряда возможных санкций и воздействий на Российскую экономику.
I.      Риски для финансовой системы в России из-за возможных санкций США и ЕС
а)      Арест счетов и активов за рубежом. Подобная тактика применяется США уже давно. В дальнейшем она будет усиливаться. Эта тактика может применяться в отношении физ. лиц, юр. лиц и государственных активов, находящихся на хранении в США (в том числе и в отношении государственных резервов).
б)      Блокировка расчетов через платежные системы VISA, MasterCard (может применяться к физ. лицам, банкам, компаниям).
в)      Блокировка расчетов между банками через частную систему S.W.I.F.T. (может применяться к банкам, и крупным юр. лицам, а также блокировать инвестиционные потоки в Россию).
г)      Интервенции на фондовые рынки (создание отрицательного инвестиционного имиджа, прямые указания инвестиционным фондам о продаже активов, скоординированные действия частных инвесторов).
д)      Интервенции на валютных рынках (биржевые игры против рубля, влияние через центральный банк на денежную политику).
е)      Интервенции на долговых рынках (понижение кредитного рейтинга – и как следствие повышение стоимости заимствований, прямое влияние на политику государственного и частного кредитования).
ж)    Инфляционное размытие доллара приводит к быстрому обесценению накоплений физ. лиц в наличной валюте, на валютных счетах, накопленных корпоративных и государственных резервов и как следствие к инфляции рубля, привязанного в стоимости доллара США.
з)       Экономические санкции в виде отказа или уменьшения торгового сотрудничества с Россией. В период, когда внутренний рост производства находится на минимальном уровне, даже незначительное падение торговли может привести к неприятным последствиям в экономике.
II.      Оценка предлагаемых правительством мер
В настоящий момент правительство Российской Федерации предпринимает ряд давно назревших экстренных мер по уменьшению зависимости финансовой системы России от доллара США.
а)      Разработка и запуск собственной карточной платежной системы. Создание такой системы в концепции Сбербанка России приведет лишь к неэффективным затратам значительных ресурсов. Для реализации по-настоящему работающей системы необходимо создавать именно наднациональную (международную) платежную систему, которая позволяла бы производить расчеты в любой точке мира и была бы более защищенной чем существующие системы.
б)      Обсуждаемый в Государственной Думе проект запрета хождения доллара внутри страны носит несистемный характер, т.к. у людей нет альтернативы. Однако, одновременное введение в обращение свободно конвертируемых дебетовых чеков на предъявителя позволило бы естественным путем произвести конвертацию имеющейся «долларовой бомбы» в надежные обязательства, гарантированные государством и имеющие хождение по всему миру. Данная программа уже была подготовлена к реализации в 2001 году но не была осуществлена.
в)      Перевод вновь заключаемых контрактов на поставку сырья из Российской Федерации на расчеты в рублях – правильная мера и она должна будет сильно укрепить рубль, заставляя покупателей конвертировать валюту в рубли.
г)      Принятый Закон о национальной платежной системе решил задачу контроля над системами электронных денег. Но сама национальная платежная система еще не создана.
д)      Перевод операций банка «Россия» только на расчеты в рублях не дает существенного эффекта, поскольку это лишь один коммерческий банк. В масштабах всей страны – это дало бы значительный эффект.
Данные меры являются назревшими и направлены на усиление финансовой безопасности России, однако, они принесут реальный эффект только в случае применения комплексного подхода к решению данной задачи. Комплексный подход должен включать в себя все ниже приведенные шаги реализации. При этом затраты на реализацию комплексного подхода будут небольшими. В результате запуска всего проекта бюджет сможет получить дополнительные значительные средства, а банковская система получит инвестиционные ресурсы за счет внутренних активов предприятий и граждан. Расчеты по доходам бюджета были приведены в итоговом отчете экспертной группы при счетной палате Российской Федерации в 2001 году и сохраняют свою актуальность до сих пор.
 III.      Компоненты комплексного подхода к построению Финансовой безопасности в России
а)      Реализация государственной программы выпуска обеспеченных свободно конвертируемых чеков, номинированных в эквиваленте доллара США для защиты населения от обесценения доллара. Возврат наличных долларов в США в качестве оплаты по государственным и корпоративным долгам России.
б)      Создание собственной международной платежной системы для эмиссии платежных карт как альтернативы VISA, MasterCard (как это было сделано в Японии и Китае – системы JCB и UnionPay). Обеспечение расчетов в данной системе как рублями, так и свободно конвертируемыми чеками.
в)      Создание альтернативной системы расчетов между банками как резервирование системы S.W.I.F.T. Использование данной расчетной системы на всей территории Таможенного союза и в расчетах между дружественными странами.
г)      Создание системы учета активов, основанные на балансах предприятий, межотраслевых балансах и фактических материальных и нематериальных активах предприятий. Использование этих активов как базы для необходимой собственной внутренней эмиссии всех денежных средств в экономике – без необходимости внешних заимствований. Реализация на базе этой системы постепенного переучета всех имеющихся в экономике активов.
д)      Увеличение доли торгуемых только за рубли биржевых и рыночных активов (углеводороды, другое сырье, акции, контрактные поставки и пр.). Увеличение доли контрактов, заключенных в региональных валютах и/или в системах международных расчетов ЕврАзЕс, ШОС, БРИКС и др. союзов.
е)      Использование проблемы «долларового навеса» (до сотен миллиардов долларов в наличной форме находящихся в обороте в России) для решения проблемы внешнего долга. Предоставление банковских инструментов в виде обеспеченных свободно-конвертируемых чеков на предъявителя взамен на имеющихся наличных долларов позволит централизованно собрать и вывести наличные доллары из обращения и использовать их для погашения внешнего долга России США. В противном случае эти наличные доллары просто «сгорят» и обесценятся на руках у населения.
 
Директор центра расчетов
Международного консорциума «ИНФОМИР»
Юманов Лев Анатольевич