История создания Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ)


          Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) – международная экономическая организация социалистических стран, - был образован в 1949 году. Создание СЭВ было ответом на американский «план Маршалла» (1947) - экономическую помощь, которую США оказывали странам, пострадавшим во второй мировой войне. СЭВ был призван содействовать, путем объединения и координации усилий стран-членов организации, углублению и совершенствованию сотрудничества, планомерному развитию их хозяйства, ускорению экономического и научно-технического прогресса, выравниванию уровней экономического развития. СЭВ в своей деятельности руководствовался Уставом (вступил в силу в 1960 г.), основными принципами международного социалистического разделения труда (1962 г.), Комплексной программой дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ (1971 г.) и другими документами. С момента создания СЭВ был открытой организацией, в которую могла вступить любая страна. В СЭВ входили Народная Республика Болгария, Венгерская Народная Республика, Социалистическая Республика Вьетнам, Германская Демократическая Республика, Республика Куба, Монгольская Народная Республика, Польская Народная Республика. Социалистическая Республика Румыния, СССР, Чехословацкая Социалистическая Республика. В 1949 г. в СЭВ вступила Албания, однако с конца 1961 г. в деятельности организации не участвовала. С 1961 г. в деятельности СЭВ по некоторым вопросам принимала участие Социалистическая Федеративная Республика Югославия. Высший орган Совета - его сессия, уполномоченная обсуждать принципиальные вопросы, входящие в компетенцию СЭВ, и определять основные направления его деятельности. Руководящие органы: Исполнительный Комитет, Секретариат Совета, местопребыванием которых является г. Москва.

            Уровень экономического развития стран - членов СЭВ (за исключением Чехословакии) был ниже, чем в СССР. Поставки дешевых энергоносителей привели к экономическому росту в государствах социалистического лагеря. В рамках СЭВ удалось реализовать такие проекты, как нефтепровод «Дружба», единую энергосистему «Мир». Развитие соцстран определялось взаимной кооперацией и разделением труда: Венгрия выпускала автобусы, консервированные продукты; ГДР – одежду, электротехническую продукцию;  Польша-суда, косметику, фармакологию; Чехословакия – электровозы, обувь, одежду; Монголия поставляла кожу, шерсть; Куба – сахар; Румыния – мебель; болгары выращивали овощи, фрукты и табак. Затем все это экспортировалось в СССР в обмен на дешевые нефть и газ, лес, металл, а также техническую документацию НИОКР и высокотехнологичную продукцию машиностроения, приборостроения и оборонной промышленности. Взаиморасчёты стран осуществлялись переводными рублями СЭВ через банки МБЭС и МИБ. Страны СЭВ, насчитывающие всего 8% населения стран мира, обеспечивали выпуск 30%  от общего  объёма мировой продукции.

        Эффективная динамика СЭВ, ведущих экономную  стратегию развития, очень беспокоила ведущие страны Запада, осуществлявших расточительную стратегию своего развития, осуждённую ООН. Аналитики Запада и прежде всего США создали прогностические модели анализа и развала экономики и инфраструктуры СССР, СЭВ и осуществили их.  Направив своих консультантов Всемирного банка в СССР и страны СЭВ они внедрили механизмы либерально-демократических экономических реформ, которые практически обрушили экономику СЭВ,  После развала СССР и СЭВ,  в России, как и во всех странах СЭВ, была принята модель экономического развития, от которой высокоразвитые страны давно отказались. Эти методы внедрялись в том случае когда экономику требовалось разрушить и поставить страну в полную зависимость от управления извне. Внедрялись ложные принципы якобы саморегулируемой базарно-рыночной экономики вместо фондо-сопряжённых механизмов рынка, действующих в успешных структурах Запада, при жёстком бизнес-планировании. Аналогичные методы были и в странах СЭВ. Но в обоих системах был перекос в ту или другую сторону.